Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

В Чебоксарах решают, как будет развиваться город в течение ближайших десятилетий

«Кто мы — мягкая ламповая провинция, которая постареет и утихнет через 10 лет, или современный индустриальный город, стремящийся в будущее? 

Решили вынести в качестве эпиграфа именно это сравнение, прозвучавшее во время открытия второго дня «Глазычевских чтений», прошедших в Чебоксарах 18-19 июня. Мероприятие, участие в котором приняли признанные эксперты и архитекторы, собравшиеся в нашем городе с помощью ДОМ.рф и РАНХиГС, было посвящено начавшейся разработке мастер-плана городской агломерации, в которую входят в том числе Новочебоксарск, Цивильский, Моргаушский, Марпосадский и Чебоксарский районы. Именно эту большую территорию хотят наполнить новым смыслом и придать ей цели и стимулы для развития.

Для начала — что такое мастер-план?

Это довольно объемный проект, который появится весной 2024 года и даст ответ на то, как будет развиваться Чебоксарская агломерация на протяжении следующих десятилетий. В каких направлениях региону надо расти и на что сделать ставки, чтобы не остаться придатком окружающих крупных городов в качестве поставщика мозгов и рабочей силы. Как должна развиваться транспортная сеть региона. В чем сильные стороны Чебоксар, в чем слабые. Почему нужно не только хаотично строить жилые кварталы, а думать о том, где будут работать и отдыхать те люди, которые покупают квартиры и почему они не должны тратить много времени на дорогу. Все это комплексно будет представлено в разрабатывающемся мастер-плане.

Как выглядит идеальный город с точки зрения экспертов?

Во главе угла стоит человек, проживающий в нем. Для него созданы все условия, чтобы жизнь была комфортной. Благоустроенное жилье, социальная инфраструктура поблизости, хорошо развит общественный транспорт. В пешей доступности находятся парки и зоны для отдыха и релаксации. На путь до работы он тратит совсем немного времени — от 15 до 30 минут, благодаря тому, что офисы и производства равномерно распределены в городе, создавая рабочие места. Развита транспортная связность между центрами агломерации. Благодаря этому можно спокойно перемещаться в ее рамках, совершать деловые поездки и доставлять товары.

Какова ситуация в регионе на текущий момент?

Население республики в целом сокращается, вместе с тем растет миграция в Чебоксары, количество жителей которых, судя по презентациям, представленным в ходе обсуждения, постепенно увеличивается. Некоторые эксперты правда смотрят на эти цифры несколько скептически, считая, что и в Чебоксарах цифры уже пошли вниз.

С транспортной связностью ситуация тоже обстоит не лучшим образом. Например, Чебоксары и Новочебоксарск активно развиваются в сторону друг друга, застраивая все новые земли и создавая дополнительную нагрузку на единственную связующую ветку — Марпосадское шоссе. Все в один голос говорят, что уже давно назрела его реконструкция, с расширением дороги и созданием выделенной полосы для общественного транспорта. Но и этого, по словам экспертов, будет мало. Необходим дублер Марпосадки, чтобы обеспечить нормальную транспортную связь между двумя городами, которые в будущем неминуемо объединятся. Упомянули эксперты и про необходимость скорейшего строительства третьего транспортного полукольца. Также призвали вернуться к проектированию прямой дороги между Новочебоксарском и Мариинским Посадом.

Отдельной темой рассматривали связность Чебоксар и Заволжья. В этом плане ставку делают на реализм, потому как на мост через Волгу, который мог бы соединить их, денег из федерального бюджета никто не даст. Поэтому основным вариантом рассматривалась канатная дорога, которая, по мнению экспертов, сможет обеспечить нормальную связь между двумя берегами с учетом площадок, где пассажиров будет перехватывать общественный транспорт и доставлять до нужного места. Было предложение, в котором предлагали закупить несколько судов на воздушной подушке и в режиме парома перевозить круглый год и машины и людей между двумя берегами, но оно отклика среди других экспертов не нашло. Планируемый бюджет строительства канатки порядка 2 миллиардов рублей.

Со строительством в городе ситуация, по мнению экспертов, тоже обстоит не лучшим образом. Лоскутами развивается жилищное строительство, при этом строится мало новых офисных и производственных помещений, в которых мог бы развиваться малый бизнес, создавая новые рабочие места с «добавленной стоимостью», а не просто торговлю и сферу услуг. Кроме того ведется активная многоэтажная застройка «в полях». Андрей Головин, которого называют одним из ведущих методистов по созданию мастер-планов в России, видит в этом потенциальные риски как для города, так и для рынка жилья. По его словам, уже сейчас разрыв между количеством квартир и домохозяйств (тех, где прописаны и проживают люди) в республике составляет от 30 до 32 тысяч. То есть достаточно большую долю уже имеющегося жилья он рассматривает как инвестиционную или спекулятивную, сковывающую как публичный, так и частный капитал, который мог бы пойти на развитие региона.

Все это может привести к серьезным проблемам, особенно если ставка и в будущем будет продолжаться на строительство новых квартир, без комплексного развития других направлений. Полностью его выступление можно посмотреть по ссылке.

А теперь поговорим о хорошем

Вообще в Чебоксарах есть очень много потенциальных драйверов для роста, как промышленного и высокотехнологичного, так и туристического. Экспертам провели небольшую экскурсию по Заволжью, которое вызвало у них вполне однозначные чувства. Во-первых, все признали, что там очень красивая природа и перспектив для развития на левом берегу Волги множество. Во-вторых, удивились, что инвесторы до сих пор не обратили внимания на это место. По словам москвичей из состава экспертов ДОМ.рф, мы находимся к ним ближе, чем тот же берег Финского залива, куда многие любят ездить на отдых, а природа по красоте вполне сопоставима. Так что если появятся туристические комплексы хорошего уровня, то, по их словам, востребованность будет как внутри региона, так и со стороны всех остальных. Особенно когда завершится реконструкция чебоксарского аэропорта и увеличится количество рейсов между городами.

С точки зрения промышленности и высоких технологий, помимо уже имеющегося релестроения, энергетики, IT-сектора и обрабатывающих производств, профессор МГУ Александр Пилясов предлагает искать и новые направления, которые, по его мнению, могут обеспечить потенциал для экономического развития региона. В их числе назывались создание электромобиля, развитие биотехнологий и современных средств производства для фермеров. На конференции в том числе говорили и про создание в Чебоксарах площадки для производства беспилотных летательных аппаратов.

В плане развития парковой инфраструктуры, соединяющей город пешеходными дорогами, вспомнили про проект «Три реки», который существует с 2021 года. Благодаря обустройству набережных рек Чебоксарка, Сугутка и Трусиха, могут появиться пространства для прогулок, отдыха и релаксации. Их, например, очень не хватает Юго-Западу и району улицы Богдана Хмельницкого, где есть небольшие скверы, но нет парковых зон. Кроме того, если проект будет реализован в том виде, о котором говорилось на обсуждении, улучшится пешеходная связность между районами города. Пока же застройка вплотную подошла к берегам Чебоксарки в «Радужном» микрорайоне и уже вот-вот выйдет на берега Сугутки в «Акварели». Кстати, проект представлял Алексей Мурыгин («Отделфинстрой»), микрорайоны которого находятся рядом с указанными реками. Сайт chebrivers.ru, ранее созданный организаторами и посвященный трем рекам, на данный момент не работает, а цены в презентации скорее всего уже давно устарели. Если вам интересно посмотреть проект более подробно, он сохранился на гугл-драйве.

Есть у региона потенциал и в плане человеческих ресурсов. Главное, по словам экспертов, наметить цели, привлечь к реализации квалифицированные кадры и создать условия для того, чтобы прекратить их отток из республики, а умным, ярким и творческим людям было комфортно жить и хорошо зарабатывать здесь.

Сейчас ведется опрос жителей, организованный в рамках подготовки мастер-плана Чебоксарской агломерации. Данные собирают анонимно, на заполнение анкеты потребуется 15-20 минут. Кроме опроса, на сайте можно оставить свои предложения и идеи по развитию, написанные в свободной форме. https://cheboksary-strategy.ru/

Предлагаем всем принять в нем участие. Результаты, как мы уже говорили в самом начале, увидим весной 2024 года. Кроме того, мастер-план Чебоксарской агломерации ляжет в основу нового генплана Чебоксар.

Каким он будет? Надеемся, что он реально даст ответы на все вопросы, стоящие сейчас перед развитием региона, а эксперты собирались в нашем городе не зря.



cheb.ru
27 июня 2023
12:40
Поделиться