Подключение к тепловым сетям: как изменились правила, и что это дает?
С 1 марта 2022 года вступил в силу документ «Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения» (утвержден постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 г. № 2115).
С этой даты вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, которые отражены в статье 52.1 «Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (ФЗ от 01.07.2021 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Изменения в законодательстве – это договоренность между поставщиками ресурсов и застройщиками.
Давайте разберемся, что изменилось
1. Изменен порядок выдачи технических условий. Ранее застройщики заключали договор и вносили аванс за подключение к системам теплоснабжения до начала проектирования и строительства дома. Теперь можно запросить в ТСО технические условия и приступить к проектированию, а договор заключить в течение года. Это позволяет сократить срок привлечения финансирования и на ранних этапах строительства дома уточнить, какие мощности нужны для его обогрева.
2. Срок резервирования тепловой нагрузки сокращен с 12 до 4 месяцев. Мера позволяет избежать искусственного дефицита. Ранее, при выдаче технических условий, за застройщиком на 12 месяцев закреплялся заявленный объем тепловой нагрузки, при этом застройщик мог так и не обратиться за подключением. В период «простоя» другие заявители не могли претендовать на это тепло. Теперь резервирование происходит при твердом намерении подключиться и на срок не более 4 месяцев, что дает возможность ТСО эффективнее использовать имеющиеся мощности и снижает ограничения по подключению.
3. Увеличен перечень лиц, которые могут обратиться за подключением. Раньше это мог сделать только владелец земельного участка. Сейчас это также могут быть лица, заключившие договор на комплексное развитие территории или органы власти. Таким образом, теперь можно заключить договор о подключении и начать необходимые мероприятия, а документы на земельный участок представить позднее.
4. Можно подать коллективную заявку от владельцев смежных участков на комплексную врезку. Это ускоряет производство работ и снижает индивидуальные затраты на подключение за счет их распределения между всеми участниками коллективной заявки.
5. Теперь возможно подключать к централизованному теплоснабжению строящиеся или даже проектируемые объекты. Изменение позволяет теплоснабжающим организациям синхронизировать развитие инфраструктуры с развитием застройки территории.
6. Доступно подключение комплексных застроек с оплатой долями по завершении каждого объекта. Ранее такие проекты требовали единовременной оплаты аванса за подключение всех зданий на территории независимо от срока их сдачи в эксплуатацию. Учитывая значительный размер аванса, застройщики, как правило, подключали по одному-два объекта и не давали ТСО полного представления об объемах застройки. Изменение облегчит финансовую нагрузку застройщика – он сможет заявить сразу весь объем подключаемой нагрузки. Это позволит теплоснабжающим организациям более эффективно подходить к вопросу проектирования тепловых коммуникаций.
7. Введена ответственность за несоблюдение сроков выполнения мероприятий по подключению для обеих сторон в размере 0,014 ключевой ставки ЦБ РФ от стоимости услуг за каждый день просрочки. Для ресурсоснабжающей компании она наступает с 1 дня просрочки, а для застройщика предусмотрен 30-дневный срок на завершение подготовки объекта.
8. Новый закон уточняет условия уступки прав на неиспользуемые мощности. Ранее потребитель сам искал потенциального потребителя тепла, с которым можно разделить невостребованный тепловой ресурс. Теперь это можно сделать через ресурсоснабжающую организацию.