В начале заседания глава правительства напомнил, что в рамках нацпроекта предстоит добиться того, чтобы ежегодно 5 млн семей могли улучшать свои жилищные условия. По словам главы правительства, эта сложная задача требует комплексного подхода на всех уровнях, напряженной работы строительного сектора и весьма значительных вложений от государства — порядка 1 трлн рублей до конца 2024 года. «На что хочу обратить внимание? То, что мы задаем такие темпы строительства, не должно влиять на качество зданий, их безопасность, — отметил Дмитрий Медведев. — Поэтому у застройщиков должно быть все необходимое: подъемные краны, другие машины, лифты, вентиляционные системы, я уже не говорю о стройматериалах, это понятно. При этом, с учетом нашего курса на импортозамещение, это должно быть российским». Как отметил премьер, с 2016 года в стране почти в два раза выросло производство строительно-дорожной, коммунальной и прицепной техники. Добиться этого удалось во многом благодаря мерам господдержки, в том числе льготному лизингу. Этот механизм позволяет покупателям получать технику со скидкой в 10-15%. Сейчас, по словам премьера, нужно обратить внимание на парк крановой техники, насчитывающий около 115 тыс. машин, большая часть из которых старше 10 лет.

«Мы должны обновить парк кранов и грузоподъемных машин и обеспечить производителей такой техники заказами», — подчеркнул премьер-министр. Говоря о промышленности стройматериалов, глава правительства отметил значительное снижение зависимости стройотрасли от зарубежных технологий, оборудования и сырьевых компонентов. «Уровень импорта не превышает 4%, мы уверенно наращиваем экспорт, — сообщил Дмитрий Медведев. — Тем не менее, предприятия, которые занимаются стройматериалами, у нас загружены приблизительно наполовину — от 45 до 65%. Цель по нацпроекту — 120 млн кв. м в год — позволит выйти на загрузку под 80%. У отрасли огромный потенциал, нужно использовать его по максимуму, а для этого также нужны меры стимулирования».

Важной премьер-министр считает и тему лифтового оборудования. Потребность в лифтах составляет около 40 тыс. штук в год: 30 тыс. — на оснащение новостроек и порядка 10 тыс. — на обновление лифтового парка. По данным правительства, около 70% ежегодно вводимых в стране лифтов сделано отечественными производителями, а 30% — иностранными. Однако, как отметил Медведев, отечественные заводы не загружены в полной мере, поэтому нужно стимулировать спрос на продукцию российского производства, устраняя недобросовестную конкуренцию.

Готовы производить

О наработках Минпромторга, направленных на успешную реализацию нацпроекта, в ходе совещания доложил глава ведомства Денис Мантуров. По его словам, министерство основной акцент делает на индустрии строительных материалов, которую планируется развивать, прежде всего, за счет внедрения новых материалов. Параллельно, по словам Мантурова, будет продолжаться внедрение механизма подтверждения соответствия. По данным министерства, этот механизм действует уже в отношении цемента, радиаторов отопления, теплоизоляционных материалов, сухих смесей и растворов. В перспективе эту практику планируется распространить на более широкую номенклатуру стройматериалов. «Соответствующее постановление внесем в правительство в ближайшее время, — сказал министр. — Для наглядности эффективности такой меры могу привести пример по цементу: за два года количество не соответствующей стандарту продукции снизилось на 50%». 

Касаясь вопроса оснащения домов необходимым оборудованием, министр отметил готовность отечественных предприятий полностью обеспечить потребность в счетчиках газа, воды, тепла и электроэнергии. В части лифтового хозяйства руководитель Минпромторга обратил внимание на практику установки и обслуживания лифтов организациями, специалисты которых не авторизованы производителями. «Мы считаем необходимым нормативно закрепить требования участия заводов в аттестации специализированных монтажных организаций в целях обеспечения качества безопасности при установке, ремонтах и замене такого оборудования», — сказал Денис Мантуров. При этом он отметил, что у этой отрасли есть не только внутренний, но и экспортный потенциал.

Говоря о строительно-дорожной технике, глава Минпромторга подтвердил, что наиболее востребованным инструментом у бизнеса является льготный лизинг. Для реализации нацпроекта по жилью данная мера, по его словам, будет использоваться в рамках единого механизма поддержки лизинга, который сейчас модернизируется. Также в ведомстве считают необходимым донастроить регулирование по государственным закупкам строительной и дорожной техники: «Несмотря на то, что по ряду позиций у нас уже действует прямой запрет на закупку импортных машин, зачастую его обходят через приобретение услуг, — сказал глава Минпромторга. — В связи с этим мы уже внесли в правительство предложение распространить действие ограничений на лизинг. Считаем целесообразным аналогичный подход реализовать в отношении всех услуг, осуществляемых с использованием строительно-дорожной техники».

«Что касается менее масштабных сегментов, которые также будут задействованы в нацпроекте, таких как климатическое оборудование, кабельные и инженерные сети, светотехника, — всю необходимую номенклатуру мы уже сегодня научились производить и производим, — сообщил Мантуров. — Тем самым наша промышленность фактически полностью готова выполнить заказы в рамках нацпроекта. Для этого необходимо предусмотреть механизмы приоритетного использования российских материалов и оборудования».

Эффект техрегулирования

В свою очередь, глава Минстроя Владимир Якушев сообщил, что при подготовке паспорта национального проекта была проведена оценка мощностей строительной индустрии. По словам министра, запас прочности у отечественной промышленности есть. «Но перед нами стоит очень важная задача: мы должны строить не просто квадратные метры, а качественное жилье с помощью внедрения передовых технологий и ограничения использования устаревших технологий в проектировании и строительстве», — отметил Владимир Якушев.

По словам министра, в ходе работы, которая ведется уже несколько лет, удалось обеспечить возврат науки в техническое нормирование строительства. Более 90 новых параметров, методик, расчетных положений были получены в результате прикладных научных исследований и вошли в нормативную базу в 2016-2018 годах. Теперь эту работу необходимо продолжить в рамках национального проекта, актуализировав и разработав заново более 700 нормативно-технических документов.

Министр привел пример эффективности качественно подготовленного документа в рамках технического регулирования: переход на высокотехнологичное энергоэффективное низкоэмиссионное стекло (СНиП «Тепловая защита зданий»). «Мы также получили серьезный эффект от выхода на экспорт наших предприятий, которые производят такую продукцию, — сообщил Владимир Якушев. — Если в 2013 году мы импортировали на 43% больше, чем продавали за рубеж, то уже в 2017 году экспорт превысил импорт практически в семь раз. И нужно сказать, что сегодня большая часть данной продукции экспортируется именно в страны Западной Европы. Это прямая связь, когда техническое регулирование Минстроя дает такой серьезный результат». Глава ведомства выразил надежду, что сотрудничество в этой области с Минпромторгом в будущем будет давать такой эффект.

Еще одним важным аспектом Владимир Якушев считает создание государственных информационных систем, которые, в частности, позволяют формировать заказ для промышленности. Одна из таких систем — Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации (ЕГРЗ) — дает массив данных, по которым можно определить, на какие строительные материалы ориентируются заказчики. Другая автоматизированная система — «Реформа ЖКХ», которую ведет Фонд содействия реформированию ЖКХ — показывает объемы и точки проведения капитального ремонта жилых домов. Кроме того, постепенно наполняется информацией ФГИС ЦС (Государственная информационная система ценообразования в строительстве), из которой понятно, где применяются стройматериалы отечественного производства, а где много импорта. «Все это позволяет влиять на ситуацию», — подчеркнул министр, добавив, что вышеупомянутые системы должны координироваться с ГИСП (Государственная информационная система промышленности), которую ведет Минпромторг.

Говоря о лифтовом хозяйстве, глава Минстроя сообщил, что доля импортной продукции в этой сфере постепенно снижается. Сейчас она составляет 28% против 38% в 2014 году. Увеличению ввода новых лифтов, по словам Владимира Якушева, способствует запущенная с 2008 года программа, предусматривающая замену подъемников в ходе капремонта. За это время заменено 78,1 тыс. лифтов, а объем ежегодной замены лифтов вырос в шесть раз. Чтобы положительная динамика в этой сфере нарастала, по оценке Минстроя и Минпромторга, нужно запускать механизмы прямой закупки у заводов-производителей, убирая многочисленных посредников, а также запустить процесс аттестации организаций, которые осуществляют наладку лифтового оборудования, что повысит объем прямых закупок у производителя.