Начну с долевого строительства. Говоря о нем, мы прежде всего говорим об источниках финансирования строительства жилья. И конечно, не забываем о ранее возникшей проблеме обманутых дольщиков. К сожалению, она остается одной из самых актуальных. Например, за 2018 год из перечня «проблемных объектов» исключено 239 объектов, но добавлено 303 объекта.
Объемы жилищного строительства
По предварительным данным Росстата, в 2018 году общий объем ввода жилья составил 75,66 млн кв. метров. Эти показатели почти на 5% уступают прошлогодним. На многоквартирные дома пришлось (43,24 млн кв. метров), на индивидуально жилищное строительство - 32,42 млн кв. метров. Это связано с вводом площадок кризисного 2014 года. Поэтому этот спад объясним.
Переход на проектное финансирование может оказать негативный эффект на объем ввода жилья в краткосрочном периоде, поскольку потребует адаптации застройщиков к новым условиям. В связи с этим скорректированы показатели федерального проекта «Жилье» в части ввода жилья на три ближайших года. Тем не менее, целевой показатель объема ввода в 120 млн кв. м. к 2024 году, прописанный в Указе Президента, остается неизменным.
На 1 января 2019 г. в стадии строительства находилось около 127,5 млн кв. метров многоквартирного жилья.
Стимулирование развития жилищного строительства
В 2018 году продолжена поддержка объектов инфраструктуры проектов жилищного строительства. Средства федерального бюджета были распределены на строительство объектов инфраструктуры ста трех проектов.
В 2019 году география регионов-участников расширилась – в нем принимают участие уже 42 субъекта Российской Федерации. А перечень направлений использования субсидии планируется дополнить строительством сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения для новых районов. Соответствующий проект постановления внесен в Правительство.
Ипотека
Добиться повышения доступности жилья для граждан страны помогает повышение доступности ипотечного жилищного кредитования.
В 2018 году ставка по ипотеке достигла своего исторического минимума (9,56%). Было выдано полтора миллиона ипотечных кредитов на сумму более трех триллионов рублей. Это на 35 % выше аналогичного периода 2017 года в количественном и на 49% выше в денежном выражении.
Всего с ипотекой в 2018 году зарегистрировано 56% (годом ранее 49%) всех договоров долевого участия в новостройках, а на вторичном рынке – 50%. Хотя в 2017 году этот показатель не достигал и 30%.
Однако в связи с ростом ключевой ставки в конце 2018-начале 2019 года основные кредиторы вновь повысили ставки на 1,5-2,5%. Что привело и к росту средней ипотечной ставки до 10,5-11,0%.
Госпрограмма
Объем бюджетных ассигнований по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами граждан РФ» составил 108,2 млрд. рублей в 2018 году.
Кассовое исполнение – 105,1 млрд. рублей, что составило 97,1% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе:
по приоритетным проектам:
- «Ипотека» - 97,2%;
- «Формирование комфортной городской среды» - 96,3%;
- «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» - 100% взнос в Фонд ЖКХ;
- мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (ГЖС, молодая семья, ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий, инвалиды и др.) – 98,6%.
Государственные жилищные сертификаты получили 7 269 семей.
Продолжалось обеспечение земельными участками многодетных семей: муниципалитетами предоставлено бесплатно 72,3 тыс. участков.
Жилье получили 1 482 ветерана Великой Отечественной войны и членов их семей. Решен жилищный вопрос у 1 691 ветеранов боевых действий и членов их семей, 1500 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Продолжается реализация мероприятий по обеспечению жильем и других категорий граждан. Так за 2018 год жилищные сертификаты получили 190 молодых ученых. Из ветхого жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали переселены свыше 400 семей.
Капитальный ремонт
В 2018 году уровень собираемости взносов на капитальный ремонт достиг исторического максимума и составил 95%, что выше показателя 2017 года более чем на 3% (3,1%). Это демонстрирует доверие граждан к программе. Тем не менее мы продолжаем получать жалобы, связанные с качеством проводимого ремонта. Поэтому предстоит системная работа по контролю над проводимыми мероприятиями.
Управление жилищным фондом
В 2018 году с учетом анализа правоприменительной практики положения о лицензировании были уточнены - лицензия стала срочной, выдается на 5 лет. Введено понятие «грубых» нарушений лицензионных требований и ответственность за них. Введен запрет на управление многоквартирными домами компаниями-банкротам, компаниями с одинаковыми наименованиями, введен стандарт сервиса управления многоквартирными домами.
И, наконец, был принят закон о «прямых» договорах. Благодаря этому мы смогли исключить недобросовестные управляющие организации из цепочки платежей за коммунальные услуги. Переход на прямые договоры сегодня идет очень активно по всей стране. Шесть субъектов РФ полностью перешли на прямые договоры. При этом осуществляется он именно там, где есть проблемы с неплатежами управляющих компаний.
В текущем отопительном периоде мы наблюдаем снижение аварийности в тепло и водоснабжении почти на 10% в сравнении с прошлым годом.
Формирование комфортной городской среды
В 2018 году в реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» приняло участие более трех тысяч муниципальных образований. По итогам народного голосования было отобрано 1 545 общественных пространств (33% от количества вынесенных на голосование).
Благоустроено 23 тысячи территорий – дворов, парков, общественных пространств.
В прошлом году по поручению Президента Российской Федерации был впервые проведен Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
На протяжении 2018 года нами велась разработка индекса качества городской среды. Методика его расчёта была утверждена на прошлой неделе. Оценка качества городской среды будет производиться по 36 индикаторам и позволит определить текущее состояние городской среды. В том числе будет способствовать выявлению преимуществ и недостатков городов, актуальных проблем.
В 2018 году Минстроем России был утвержден паспорт ведомственного проекта «Умный город», который реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». В проекте участвуют 180 городов из всех субъектов федерации.
Сокращение административных процедур и улучшение инвестиционного климата в строительстве
Продолжена работа по сокращению административных процедур и улучшению инвестиционного климата в строительстве.
В 2018 году внесены изменения в Градостроительный кодекс, что позволит исключить из перечня исчерпывающих процедур в сфере жилищного строительства еще шесть позиций.
В 2018 году стартовал эксперимент по предоставлению услуг по технологическому присоединению к сетям инженерного обеспечения в электронном виде по принципу «одного окна». В этом эксперименте, содержание которого определено соответствующим постановлением Правительства РФ, участвуют три региона. Это Москва, Московская область и Санкт-Петербург.
В настоящее время мы анализируем первые результаты эксперимента. И предлагаем Правительству РФ его продлить и расширить географию участников, предоставив возможность включиться в эксперимент и другим регионам.
Информационное моделирование в строительстве
В рамках исполнения поручения Президента о переходе к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства разработан законопроект по внедрению информационного моделирования в строительстве. Впервые в Градостроительном кодексе вводится понятие информационного моделирования, информационной модели. Сейчас документ находится на межведомственном согласовании.
Кроме того, будет создана единая государственная отраслевая цифровая платформа, интегрированная с государственными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности регионов и государственными информационными системами. Она позволит обеспечить накопление, хранение, анализ и обмен данными об объектах капстроительства на протяжении всего жизненного цикла, а также поддержку бизнес-процессов, государственных функций и услуг в рамках управления жизненным циклом объектов с применением технологии информационного моделирования.
Внедрение BIM позволит оптимизировать бизнес-процессы и снизить риски на всех этапах жизненного цикла зданий, будет способствовать выработке оптимальных решений, выявлению ошибок на ранних стадиях проектирования, снижению затрат на строительство и эксплуатацию, сокращению сроков работ. Внедрение информационного моделирования в строительстве входит в число приоритетных задач национального проекта "Жилье и городская среда".
Ценообразование
Минстроем России в тесном взаимодействии с профессиональным сообществом продолжается работа по совершенствованию системы ценообразования в строительстве. Главная цель этой работы - обеспечить экономически обоснованную сметную стоимость строительства.
По нашему мнению, переход на ресурсный метод должен быть выполнен не одномоментно, а поэтапно с сохранением действующего, базисно-индексного метода определения сметной стоимости строительства. Только после тщательного моделирования и апробирования на пилотных проектах и обеспечения эффективного функционирования ФГИС ЦС в части наполнения данными, ресурсный метод может быть использован для всех бюджетных строек.
С 1 января 2021 года Минстрой России планирует апробировать ресурсную модель с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам. А с 1 января 2022 года планируется полноценное применение ресурсного метода с применением сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании результатов государственного мониторинга цен строительных ресурсов непосредственно от производителей и размещаемых во ФГИС ЦС.
Типовое проектирование
Еще одной важной и востребованной частью работы министерства считаю совершенствование института экономически эффективной проектной документации повторного использования.
В настоящее время работа по заполнению реестра проектов повторного применения идет достаточно эффективно - в среднем в месяц он пополняется на 60 новых проектов. Всего в реестре 958 проектов. У регионов есть возможность выбора ранее примененного проекта, что позволяет экономить время и средства на проектировании и экспертизе.
При этом мы считаем целесообразным отобрать несколько вариантов самых удачных по функциональным, техническим и экономическим показателям проектов, при необходимости, доработать их и предложить четкий ассортимент наиболее востребованных видов, например, школ. Этот перечень типовых решений сделать составной частью реестра. Он будет актуализироваться.
Актуализация типовых решений необходима для приведения их в соответствие с изменениями нормативно-технической базы. Этим будет заниматься одно из подведомственных Минстрою учреждений.