13 апреля 2018 года в Совете Федерации прошло совещание на тему «Проблемы модернизации ЖКХ на основе концессионных соглашений и пути дальнейшего совершенствования законодательства РФ о концессионных соглашениях». В ходе совещания были названы регионы, где лучше всего работают инвесторы и концессионные соглашения: Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Алтайский край, Московская, Тульская, Владимирская, Калужская, Воронежская, Ростовская области и другие.

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко отметил, что целью совещания является анализ текущей ситуации в сфере модернизации объектов ЖКХ на основе концессионных соглашений, обмен опытом, обсуждение общих проблем и предложений о совершенствовании законодательного регулирования в этой сфере.

Глава Комитета Совета Федерации отметил, что модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства – одна из наиболее важных задач в стране на текущий момент. Проекты в сфере ЖКХ требуют больших финансовых вложений в связи с высоким уровнем изношенности инженерной инфраструктуры. Очевидно, что для модернизации инфраструктуры необходимо привлекать частные инвестиции, и одно из основных направлений государственной политики, направленных на привлечение частных инвестиций в ЖКХ – развитие института концессионных соглашений.

По данным Минстроя России, на 1 января 2018 года в сфере ЖКХ заключено 1831 концессионное соглашение, и общий объем инвестиций, который предусмотрен в рамках действующих концессионных соглашений, составил более 257 млрд рублей. Из них более 245 млрд – средства концессионера.

Среди регионов, где лучше всего работают инвесторы и концессионные соглашения, — Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Алтайский край, Московская, Тульская, Владимирская, Калужская, Воронежская, Ростовская области и др.

В то же время, по словам главы Комитета Совета Федерации, отмечается ряд проблем, которые препятствуют увеличению притока частных инвестиций в модернизацию ЖКХ. Это, прежде всего, непредсказуемость тарифов на коммунальные услуги в долгосрочной перспективе, налогообложение, не учитывающее специфику работы концессионера, недоступность кредитных средств с низкой ставкой кредитования, нехватка квалифицированных специалистов — управленцев в субъектах и муниципалитетах, способных разрабатывать проекты концессионных соглашений и контролировать исполнение обязательств.