Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

Хамит Мавлияров: турбулентность в ценообразовании заканчивается ("Строительство.ru")

 

30 сентября в полноформатном режиме заработает государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС-ЦС). В системе будут размещены сметные цены строительных ресурсов, сформированные на основе данных от производителей строительных материалов в разрезе ценовых зон за квартал. Запуск системы позволит минимизировать риски завышения сметной стоимости строительства объектов, повысив ее достоверность. О том, как создавалась система и что она даст рынку, всероссийскому информационному интернет-журналу «Строительство.RU» рассказал замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров.

— Хамит Давлетярович, ФГИС-ЦС разрабатывалась ФАУ «Главгосэкспертиза», то есть именно этому учреждению были переданы функции по ценообразованию. Для чего это было сделано?

— Государственная система ценообразования в строительстве создавалась специалистами Главгосэкспертизы по поручению Минстроя и по техническому заданию, согласованному с Минкомсвязи. Для этого было специально создано направление сметного нормирования, специалисты которого ведут работу по ценообразованию. Сегодня идет процесс оформления этой системы, формируется список производителей стройматериалов, который будет внесен в систему.

В данном случае Главгосэкспертиза не выступает в роли экспертной организации. Это было сделано для удобства, так как у нас сегодня 85 региональных экспертиз, 12 филиалов и центральный аппарат. Везде есть специалисты-«ценовики», к которым можно прийти и уточнить все возникающие вопросы.

— 30 марта этого года на Общественном совете при Минстрое вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомству ускоренными темпами внедрять BIM-технологии в строительстве. Можете рассказать, как ведется соответствующая работа?

— Еще до 30 марта была утверждена «дорожная карта» по внедрению технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. Этот план предусматривает разработку национальных стандартов информмоделирования в процессах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также эксплуатации и сноса объектов. Разрабатываются и изменения в Градостроительный кодекс.

Кроме того, мы планируем реализовать пилотные проекты, чтобы отработать нюансы на всех этапах: размещение объекта, проектирование, экспертиза, строительство, эксплуатация. Спустя какой-то период после реализации этих пилотных проектов можно будет говорить, что поручение Шувалова исполнено.

— Некоторые специалисты, такие как, например, Михаил Посохин, говорят, что информационное моделирование в строительстве не панацея от всех бед. Он прав?

— Он прав. Не стоит ждать от информационного моделирования решения всех проблем. Информационное моделирование позволяет делать оценку экономической эффективности инвестиционного проекта на более ранних этапах с учетом затрат на создание, проектирование, строительство, размещение, эксплуатацию и снос. Безусловно, это все можно делать и вручную, но вручную долго и трудоемко. Если же делать это в цифре, то кроме сокращения трудозатрат и времени это повысит достоверность оценки. Это также позволит говорить о вариативности принимаемых решений, так как информационные технологии позволяют проектировщику посмотреть, где и что придумано по тому или иному вопросу. Если все же проектировщик решит предложить что-то свое, то он должен представлять на суд что-то лучшее.

— А эта система, которая включается 30 сентября, будет общедоступна для формирования цены в строительстве, она не будет входить в противоречие с информационным моделированием по цене, ведь есть такие программы?

— Наоборот, она будет являться основой для информационного моделирования. Мы делаем классификатор, позволяющий работать с информационными моделями.

— Как часто будет обновляться информация по ценообразованию?

— Ресурсная модель, создаваемая сейчас, будет учитывать ценовые колебания. Так, по строительным материалам учет будет вестись за квартальный период; по оплате труда — год; по продаже машин, механизмов, перевозкам и другим тарифам — год.

Кроме того, будут учтены трудозатраты, затраты на административно-управленческий персонал, на транспортную логистику и другие накладные расходы, которые возникают у каждой стройки. В результате отрасль получит актуальную современную базу элементов сметных норм, затраты на ресурсы (материалы, оплата труда) распределены по ценовым зонам (регионам).

Цены даются с учетом ценовых зон, которые для удобства приравняли к регионам. Цена сегодня обязана учитывать региональные особенности. Один и тот же материал по-разному стоит в Москве и, допустим, в Челябинске.

— Какова будет процедура образования цены на новые виды работ и материалов?

— Информационная система ценообразования как программа подготовлена. Сегодня, чтобы описать строительную деятельность, необходимо учесть примерно 60 тысяч наименований.

Ведется работа по формированию перечня юридических лиц, которые в РФ производят строительные материалы и в год продают более чем на 10 млн рублей. При этом малые предприятия, у которых объемы ниже, также имеют право занести свою продукцию в информационную систему. Перед этими компаниями нет такого обязательства, но возможность есть.

Например, есть малое предприятие, выпускающее в год кранов или задвижек на 5 млн рублей, которые для информационной системы не являются обязательными для учета, но для какого-то региона эта продукция может оказаться важной. Если в информационной системе не будет этого продукта, то стоимость будет формироваться с недостатком. Поэтому у всех есть возможность подать свой товар в систему.

Что касается новых материалов и работ, то, для того чтобы не тормозить работу, новые материалы, классификация которых еще не была проведена, проектировщик может использовать по счет-фактуре. Однако у самих ценовиков сразу возникает обязательство узаконить этот новый материал.

Если говорить конкретно, то, допустим, в феврале появился новый утеплитель, через два квартала этот материал должен иметь классификацию и должен быть занесен в информационную систему для мониторинга. В четвертом же квартале цена этого утеплителя должна попасть в информационную систему.

Доступ к этой системе бесплатен. Информационная система создается за счет государства. В ней нет ни одной платной услуги ни для коммерческих структур, ни для населения, ни для бюджетников.

— Скажите, есть гарантия, что, когда система заработает, не будет фактов завышения стоимости строительства объектов? Поможет ли она бороться с коррупцией?

— Государственная система ценообразования в строительстве позволит проверять достоверность сметной стоимости того или иного объекта.

С запуском этой системы для бюджетных заказчиков появится требование экономической эффективности, согласно которому реальная цена на объект не должна превышать нормативную цену его строительства. Нормативная цена строительства является предельным показателем, направленным на обеспечение именно экономической эффективности проекта. Если проектировщик разрабатывал проектную документацию и все использовал правильно, но при этом превысил нормативную цену на строительство, то проектная документация получает отрицательное заключение экспертизы и возвращается на доработку. Если этот показатель удалось выдержать в пределах нормы, то проект получает положительное заключение.

Важно, что система ценообразования позволяет получить достоверную информацию по цене, а как эту информацию использовать — это уже вопрос не к системе. И поскольку она станет доступной не только для специалистов, которые считают стоимость строительства, но и для специалистов из надзорной сферы, то, я полагаю, эффективность подготовки сметной документации повысится в разы. Случаев завышения стоимости объектов станет значительно меньше.

— Как повлияет внедрение этой системы на экономику строительных организаций?

— Для строительных организаций внедрение этой системы выгодно, так как это инструмент упорядочивания посреднических наценок. Имея доступ к такой информации, гораздо удобнее подписывать контракт на поставку материалов на любой объект.

— А для производителей строительных материалов?

— Тоже выгодно. Мы не ставим никаких ограничений по цене, мы лишь спрашиваем, по какой цене продают.

— В связи с этим возникает следующий вопрос. Все чаще стали говорить о прямых поставках, и получается, что посредники исключаются из этой схемы. Так ли это? Они действительно не учитываются системой?

— Нет, мы не говорим о прямых поставках, мы говорим о нормировании с учетом затрат на перевозку. Если мы пронормировали цену с учетом затрат на перевозку, с учетом затрат на продажу, с учетом дополнительных складских и заготовительных работ, то что надо еще учесть и компенсировать посреднику? Мы не рушим никаких схем. Но теперь посредники не смогут, пользуясь незнанием других, умножать свою цену в два раза. А там, где они смогут получить добавочную стоимость, все будет прозрачно, и они будут обязаны платить налоги на прибыль.

— А в каком положении окажутся организации, работающие на экспорт? Например, Росатом.

— Сегодня идет подготовка порядка формирования цен на строительство за рубежом с использованием бюджетных средств для разных конфигураций. Например, для Беларуси и Казахстана — одна конфигурация, так как это свободная таможенная зона. Для других стран — другая. Порядок формирования стоимости определяется правительством. Минстрой является ответственным регулятором по этим вопросам. Параллельно ведется подготовка методики формирования цен на строительство за рубежом. В межведомственную комиссию по этому вопросу входят специалисты Росатома, нефтяники, представители Управления делами президента, МИД.

— Любая новая система имеет шероховатости. Предусмотрена ли обратная связь со сметчиками? Возможны ли какие-то коррективы?

— Методика ценообразования разрабатывалась совместными усилиями. Все проходило широкое обсуждение с регионами. Безусловно, будет работать обратная связь и после запуска системы.

— Имеет ли право разрабатываемая вами нормативная база по ценообразованию на применение в системе ЖКХ?

— Да, конечно. Это сегодня обязательно прописано, так как согласно Жилищному кодексу формирование затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов выполняется в соответствии с Градкодексом.

— Хамит Давлетярович, и в конце интервью хотелось бы задать наш традиционный вопрос. Скажите, есть ли у вас свободное время при вашей занятости и загрузке, чем вы тогда занимаетесь? Есть ли какое-то хобби?

— Понятно, что о работе думаешь всегда, но все же свободное время у меня есть. Раньше я занимался лыжными гонками — сейчас уже не бегаю, но люблю кататься на велосипеде или мотоцикле, а если получается, то могу провести целый день верхом на лошади.

 



28 сентября 2017
17:05
Поделиться