Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

Из выступления Главы Чувашии Михаила Игнатьева на совместном заседании Государственного совета и комиссии при главе государства по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Государственного совета, коллеги!

Прежде всего хочу выразить слова искренней благодарности членам рабочей подгруппы, принимавшим участие в подготовке этого доклада, за конструктивное и эффективное взаимодействие.

Все мы знаем, что важнейшую социальную задачу улучшения жилищных условий граждан пытались решать еще руководители советского государства. Тем не менее, к началу текущего десятилетия в домах, не соответствующих никаким требованиям безопасности и комфорта, вынуждены были проживать десятки тысяч российских семей. При этом аварийный жилфонд в основном состоял из домов сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов постройки.

Только благодаря волевому решению Президента России Владимира Владимировича Путина, который подчеркивает, что «наша прямая задача и обязанность – вытащить людей из трущоб», историческая проблема ликвидации аварийного жилищного фонда начала решаться. Сегодня в нашей стране реализуется беспрецедентная по своим масштабам государственная программа улучшения условий и повышения безопасности проживания граждан.

Хочу подчеркнуть, что таких мер поддержки своим гражданам, кроме Российской Федерации, не предоставляет ни одна страна мира. Это факт. И самостоятельно регионы никогда бы с этой проблемой не справились.

Владимир Владимирович, спасибо, что Вы сдвинули с мертвой точки решение этой, повторюсь, исторической проблемы.

Сегодня мы вправе подвести определенный итог в решении поставленной задачи и уже сейчас можем сказать, что в целом с ее выполнением справились.

Мы получаем множество слов благодарности в адрес руководства страны от граждан, которые наконец-то переехали в безопасное и комфортное жилье из трущоб.

При этом прорыв в решении этой задачи приходится на годы реализации Указа Президента России № 600.

Мы научились расселять людей из аварийного жилья, используя при этом разные механизмы. К примеру, у нас в Чувашии успешно применяется практика переселения граждан по договорам о развитии застроенных территорий, то есть без привлечения государственных и муниципальных бюджетных средств.

Таким образом, в рамках реализации программы были переселены 154 человека из пятидесяти четырех жилых помещений общей площадью почти две тысячи квадратных метров.

Кроме того, для эффективной реализации программы и обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения в республике использован вариант предоставления земельного участка без конкурсных процедур в безвозмездное пользование. Это позволило ускорить процесс проектирования и строительства, а также применить нормативы проектирования с учетом площади расселяемого жилья.

Уважаемые коллеги!

Мы не останавливаемся в решении задачи расселения аварийного жилья и создании безопасных условий проживания граждан.

Долгосрочный прогноз темпов выбытия из эксплуатации жилищного фонда показывает, что до 2025 года в стране будут признаны аварийными многоквартирные дома общей площадью более 42 миллионов квадратных метров. Уже сейчас накоплено более 9 миллионов квадратных метров аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года.

А значит, следующим важным шагом в решении проблемы на государственном уровне должно стать создание постоянно действующих механизмов расселения аварийного жилищного фонда.

Мы понимаем, что продолжать решать эту задачу в том формате, в котором мы работали ранее, невозможно.

В связи с этим нам необходимо сформировать такие подходы к расселению аварийного жилья, которые будут учитывать возможности бюджетов всех уровней и максимально использовать действующие механизмы, позволяющие привлекать внебюджетные средства.

Исходя из этого подхода, на заседаниях рабочей группы по подготовке доклада мы сформулировали основные принципы, которые должны быть соблюдены при выработке новых, постоянно действующих механизмов расселения.

С одной стороны, конечно, никто не должен «остаться на улице», а с другой – решение о степени участия государства в переселении из аварийного жилья должно приниматься с учетом социального статуса проживающих, на основе принципа социальной справедливости.

Безусловно, возможностей у малоимущих, малообеспеченных или многодетных семей объективно меньше, чем у социально активных трудоспособных граждан. Но нельзя порождать и иждивенчество. Дальнейшая реализация программы должна стимулировать трудоспособных граждан прилагать усилия для самостоятельного улучшения своих жилищных условий по действующим государственным и региональным программам.

Работа по выполнению мероприятий по переселению граждан из аварийного жилфонда, подготовка самого доклада позволили нам сфокусироваться на проблемных вопросах, которые нужно решить в первоочередном порядке.

Предлагаем реализовать следующие механизмы расселения аварийного жилья с учетом социального статуса проживающих.

Первый – это развитие застроенных территорий.

Второй – развитие рынка арендного жилья.

Третий – создание правового и организационного механизма реализации инициатив собственников помещений в многоквартирных домах по самостоятельной реализации проектов реконструкции аварийного жилья, строительства нового жилья на земельном участке, который высвобождается после сноса аварийного дома.

Четвертый – введение нового вида жилищного фонда – специализированного жилищного фонда для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Пятый механизм – выдача государственных (муниципальных) жилищных сертификатов для граждан, переселяющихся из аварийного жилья.

Для реализации данных механизмов на уровне Российской Федерации необходимо разработать новую нормативно-правовую базу. Эти меры должны способствовать созданию четких, понятных и постоянно действующих механизмов выявления и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Очевидно, инвестирование в программу переселения граждан из аварийного жилфонда дало мультипликативный эффект. С одной стороны, мы решали социально значимые вопросы улучшения жилищных условий граждан. С другой – в сложнейших финансово-экономических условиях строительная отрасль получила почти пятьсот пятьдесят миллиардов рублей государственного гарантированного заказа.

А это значит, что стабильной работой были обеспечены тысячи и тысячи специалистов в областях, смежных со строительной индустрией.

И сегодня мы можем сказать, что это было мудрое, рациональное и ответственное решение Президента России, Правительства страны, демонстрирующее социально ориентированную государственную политику.

Благодарю за внимание. 



04 мая 2017
16:59
Поделиться
;