Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

3 мая - расширенное заседание коллегий прокуратуры Чувашской Республики и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

РЕШЕНИЕ

расширенного заседания коллегий прокуратуры Чувашской Республики и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры

Чувашской Республики

3 мая 2012 года                                                                                                                                               Чебоксары

О состоянии законности в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

Заслушав доклад заместителя прокурора Чувашской Республики Сахарова И.Г., выступления министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Громова В.Н., министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Иванова В.Н., отчеты ряда глав администраций городов и районов Чувашской Республики, прокурора Красночетайского района Теклева Э.Г., обсудив имеющиеся недостатки в работе и определив дальнейшие задачи по повышению эффективности работы по обеспечению законности в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа,коллегии отмечают:

Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, является социально важной и приоритетной задачей органов прокуратуры, органов государственной власти республики и местного самоуправления.

За последние годы благодаря совместным усилиям произошли позитивные изменения в решении данного вопроса. Только за 2009-2011 годы из республиканского бюджета на обеспечение жильем граждан данной категории выделено свыше 300 млн. рублей. На 2012 год предусмотрено более 102 млн. рублей. Из федерального бюджета на софинансирование указанных расходов предоставлено более 90 млн. рублей.

За счет указанных средств жилые помещения получили 360 лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 2012 года за счет средств бюджетов различного уровня планируется обеспечить жильем еще 409 сирот.

 

В марте текущего года принят закон, предусматривающий проведение за счет средств республиканского бюджета ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дегги-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет.

Вместе с тем требуется принятие дополнительных мер по урегулированию имеющихся проблем в указанной сфере.

Следует разработать региональный законопроект, в котором учесть существующие пробелы и основные положения вновь принятого Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступающего в силу с 01.01.2013.

До конца 2012 года не удалось освоить в полном объеме денежные средства, выделенные из республиканского бюджета по целевому назначению на строительство (приобретение жилья) - неосвоенными остались свыше 73 млн. рублей. Ввиду этого 179 сирот из 337, подлежавших обеспечению жилыми помещениями в 2011 году, не реализовали свои права (по г. Чебоксары 68 граждан данной категории, г. Канату -11, г. Алатырю - 7, Ибресинскому району - 19, Красночетайскому, Порецкому - по 13, Козловскому, Мариинско-Посадскому - по 9, Вурнарскому - 8, Батыревскому - 7, Чебоксарскому - 6, Яльчикскому - 5, Комсомольскому - 2, Аликовскому, Красноармейскому районам - по 1).

Причинами этого стало несвоевременное выделение средств из республиканского бюджета, затягивание конкурсных процедур по приобретению (строительству) жилья и отсутствие контроля за его строительством.

По этим же причинам по республике на начало апреля текущего года не исполнено около 40 судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Положительная динамика обеспечения жильем указанной категории граждан сопровождается многочисленными нарушениями закона и фактами злоупотребления должностными лицами органов местного самоуправления предоставленными им полномочиями.

В ходе прокурорских проверок в деятельности администраций Болыиеатменского, Красночетайского и Атнарского сельских поселений Красночетайского района, Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района, Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района, Чубаевского сельского поселения Урмарского района, Комсомольского сельского поселения вскрыты факты предоставления сиротам жилья, не отвечающего санитарно- техническим требованиям, и без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». За приобретение для детей указанной категории непригодных для проживания жилых помещений главы Болыпеатменского сельского поселения Красночетайского района и Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района привлечены к уголовной ответственности.

В администрациях г. Алатыря и Комсомольского сельского поселения выявлены и пресечены случаи неправомерного исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий; в администрациях Урмарского городского поселения, Московского района г. Чебоксары и г. Алатыря - отказа в постановке на учет.

В администрациях г. Новочебоксарска и Комсомольского района имели место факты незаконного закрепления жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Рядом органов местного самоуправления Комсомольского, Шумерлинского и Чебоксарского районов выносились решения о постановке на учет и предоставлении жилого помещения без истребования всех необходимых документов, без надлежащего заверения их копий, не проводилась перерегистрация граждан, поставленных на учет.

Продолжают иметь место нарушения законодательства о защите жилищных прав сирот в деятельности органов опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства Аликовского, Вурнарского, Канашского, Шумерлинского, Козловского, Комсомольского, Мариинско-Посадского, Яльчикского районов, г. Новочебоксарска, г. Канаша и г. Шумерли не проводятся регулярные проверки сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В личных делах некоторых подопечных на момент проверки отсутствовали сведения об использовании жилых помещений, их состоянии, сохранности и пригодности для проживания. Допускаются факты неправомерного перепоручения данной обязанности социальным педагогам учебных заведений, где обучаются дети-сироты, и работникам сельских поселений.

Со стороны органов опеки и попечительства Козловского, Вурнарского, Мариинско-Посадского, Шемуршинского, Яльчикского районов не принято своевременных мер по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения или имеющих непригодное для проживания жилье.

Не всегда органы опеки и попечительства принимают меры по использованию пустующих квартир в интересах детей и их приватизации.

Установлен факт незаконной дачи органом опеки и попечительства Шумерлинского района согласия приемной матери на снятие с расчетного счета подопечного денежных средств в размере 150 тыс. рублей на приобретение для него жилого помещения. На данные средства приобретено жилье, требующее проведения ремонта, чем существенно нарушены права несовершеннолетнего на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения.

В нарушение установленных требований законодательства органами опеки и попечительства Алатырского, Аликовского, Мариинско-Посадского, Шемуршинского районов и г. Алатыря практически оставлены без контроля вопросы постановки на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях. Некоторые подопечные не имеют «двойной регистрации» и зарегистрированы лишь по месту временного пребывания или закрепления жилья. Органы опеки и попечительства Порецкого района и Калининского района г. Чебоксары не проводят надлежащие проверки деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных в районе в части соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей.

Вскрыты отдельные нарушения в деятельности некоторых интернатных учреждений. Так, КОУ «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», КОУ ЧР для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Порецкий детский дом им. И.Н. Ульянова», КОУ «Чебоксарский детский дом», КОУ «Шумерлинский детский дом «Елочка», КУ ЧР «Специализированный Дом ребенка "Малютка" для детей с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики» не осуществляют должным образом контроль за сохранностью жилых помещений ряда воспитанников, о чем свидетельствует отсутствие в личных делах актов проверки сохранности жилых помещений и других правоустанавливающих документов. Руководством КС (К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1», КС (К)ОУ ЧР для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ядринский специальный детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья» не всегда принимаются меры по постановке на учет для улучшения жилищных условий воспитанников, не имеющих закрепленного жилого помещения, или жилое помещение которых признано непригодным для проживания.

Имеются упущения в деятельности Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по координации деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю исполнения данными органами и учреждениями возложенных на них обязанностей. По результатам проведенных совещаний какие - либо мероприятия, направленные на улучшение работы в данном направлении, не планируются. Не практикуется проведение выездных проверок исполнения органами и учреждениями возложенных на них обязанностей по защите жилищных прав сирот.

Не всеми прокурорами обеспечивается надлежащий надзор за исполнением законодательства в данной сфере.

Канашской межрайонной прокуратурой, прокуратурами Ибресинского, Чебоксарского, Цивильского и ряда других районов не принимаются меры по предъявлению в суд исковых заявлений об обязании органов местного самоуправления предоставить сиротам благоустроенные жилые помещения.

При проведении проверок не всегда устанавливаются причины отказов в постановке на учет для улучшения жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Канашская межрайонная прокуратура), должным образом не проверяется соответствие предоставленных сиротам жилых помещений установленным нормам площади, социальным, санитарно-техническим и иным нормам и правилам (прокуратура Цивильского района). Прокуратурой Красночетайского района контрольная проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав сирот вообще не проводилась.

Также прокурорами слабо инициируются вопросы об уголовном преследовании по фактам выявленных: нарушений в соответствии с требованиями п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Имеется необходимость своевременного и тщательного изучения материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных по фактам нарушений законодательства в сфере защиты жилищных прав сирот, как горрайпрокурорами, так и отделами прокуратуры республики.

С учетом вышеизложенного,

 

коллегии решили:

 

Заместителям прокурора республики, руководителям подразделений аппарата прокуратуры республики, горрайпрокурорам принять дополнительные меры, направленные на обеспечение эффективного надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В указанных целях:

1.1. Обеспечить системный и качественный надзор за соблюдением законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. По всем выявленным нарушениям закона обеспечить принятие исчерпывающего комплекса мер прокурорского реагирования.

Активно  использовать предоставленные     гражданским процессуальным законодательством полномочия по обращению в суды с исковыми заявлениями о восстановлении нарушенных прав граждан данной категории.

Освещать в средствах массовой информации результаты проведенных проверок

с указанием выявленных нарушений и принятых мер к виновным лицам.

Срок: постоянно

Исполнители: готоайпрокуроры, Шурыгина Т.И., Зольников А.З., Трусова Э.Н.

Ответственные: Сахаров ИХ., Григорьев А.И.

1.2. Проводить систематическую работу по изучению нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (их проектов), затрагивающих жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предмет соответствия федеральному, региональному законодательству и наличие коррупциогенных факторов.

Срок: постоянно

Исполнители: готоайпрокуроры, Семенова И.В., Павлов С.П.

Ответственный: Тригорьев А.И.

1.3. По фактам нецелевого использования выделенных бюджетных средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, приобретения жилья без объявления конкурса, несоответствующего санитарно-техническим требованиям и социальным нормам, организовывать проведение проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.

Обеспечить принятие органами предварительного следствия законных и обоснованных решений по материалам процессуальных проверок по указанным фактам, а также действенный надзор за расследованием уголовных дел данной категории.

Срок: постоянно

Исполнители: готоайпрокуроры, Шурыгина Т.И., Теллин Д.А., Павлов С.П.

Ответственные: Сахаров И.Г., Щетинкин В.П.

1.4. Аппарату прокуратуры республики:

- подготовить информационное письмо горрайпрокурорам, главам администраций муниципальных районов и городских округов о состоянии законности в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- внести представление об устранении нарушений законодательства в данной сфере в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики;

Срок: май 2012

Исполнитель: Шурыгина Т.П.

- с учетом внесенных изменений в федеральное и региональное законодательство разработать и направить горрайпрокурорам методические рекомендации по осуществлению надзора за исполнением законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по выявлению коррупционных преступлений в данной сфере.

Срок: 1 полугодие 2013

Исполнители: Шурыгина Т.П., Павлов С.П.

Ответственный: Сахаров И.Г.

1.5. Указать прокурорам Красночетайского, Ибресинского, Чебоксарского, Цивильского районов, Канашскому межрайонному прокурору на ненадлежащую организацию надзора в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанным прокурорам принять дополнительные меры по устранению имеющихся недостатков и упущений в организации надзора. О принятых мерах и их результатах сообщить в прокуратуру республики.

Срок: до 01.08.2012

Исполнители: указанные прокуроры

Ответственный: Шурыгина Т.И.

 

2. Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (Громов В.Н.):

2.1. Организовать надлежащий контроль за выполнением государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

2.2. В течение 2012 года разработать законопроекты, предусматривающие механизм обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. При этом учесть существующие пробелы в законодательстве и основные положения Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2.3. До конца 1 полугодия 2012 года разработать механизм контроля за освоением бюджетных средств, выделенных на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями.

2.4. При выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, незамедлительно информировать прокуратуру Чувашской Республики в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.1998 № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики».

 

РЕКОМЕНДОВАТЬ:

3. Министерству финансов Чувашской Республики (Ноздряков М.Г.):

3.1. При уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотреть дополнительные средства на обеспечение жильем в 2012 году детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (с учетом средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете).

3.2 При выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, незамедлительно информировать прокуратуру Чувашской Республики в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.1998 № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики».

 

4. Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики (Иванов В.Н.), Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (Самойлова А.В.):

4.1. Усилить контроль за деятельностью должностных лиц подведомственных детских домов, школ-интернатов и органов опеки и попечительства в части обеспечения защиты жилищных прав детей, лишенных родительского попечения.

Практиковать проведение выездных проверок деятельности этих учреждений и оказание им практической и методической помощи.

4.2. С учетом внесенных изменений в законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 1 квартала 2013 года организовать и провести для специалистов органов опеки и попечительства, руководителей и социальных педагогов интернатных учреждений семинарских занятий по вопросам защиты жилищных прав детей данной категории.

 

5. Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике (Мигушов А.П.):

Обеспечить надлежащий ведомственный контроль за проведением процессуальных проверок в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ по материалам о нарушении законодательства в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

6. Главам администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики:

6.1. В течение 2 квартал 2012 года обеспечить выполнение обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по бюджету 2011 года.

6.2. До 1 июня 2012 года обеспечить организацию работ по приобретению (строительству) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот по бюджету 2012 года (подготовить необходимые документы, провести конкурсы и аукционы и т.д.).

6.2. До конца 2012 года обеспечить предоставление жилых помещений по договору социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, с правом на жилье в 2012 году.

6.3. Активизировать работу по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. При выявлении детей указанной категории, не имеющих закрепленного жилого помещения или имеющих непригодное для проживания жилье, своевременно решать вопрос о постановке их на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

6.4. Исключить случаи предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений, не соответствующих санитарно-техническим требованиям.

6.5. Незамедлительно довести до сведения глав сельских поселений настоящее решение коллегий.

 

7. Исполнение настоящего решения коллегий обобщить в сентябре 2013 года и решить вопрос о снятии его с контроля (оставлении на контроле), для чего:

- Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики представить в прокуратуру республики подробную информацию о ходе его выполнения с соответствующими предложениями; горрайпрокурорам представить такую информацию с учетом анализа работы, проведенной главами администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики;

Срок: до 15.09.2013

- аппарату прокуратуры республики (Шурыгина Т.И., Теллин ДА.) к этому же сроку (15.09.2013) запросить информацию о ходе исполнения решения из всех заинтересованных ведомств (Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике).

Исполнители: Шурыгина Т.И., Павлов С.П., Теллин Д.А., Зольников А.З., Семенова И.В., Трусова Э.Н.

Ответственный: Сахаров И.Г.

 

Контроль за исполнением настоящего решения коллегий возложить на заместителя прокурора Чувашской Республики Сахарова И.Г. и министра градостроительства и развития общественной Еифраструктуры Чувашской Республики Громова В.Н.

Решение направить в заинтересованные министерства и ведомства, главам администраций муниципальных районов и городских округов для сведения и организации работы, горрайпрокурорам, оперативным работникам аппарата прокуратуры республики и ответственным работникам Министерства градостроительства и развития общественной шфраструшуры Чувашской Республики для исполнения.