Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

Правоприменительная практика, складывающаяся  при осуществлении министерством регионального государственного строительного надзора в I-III квартале 2020 г

Добрый день, уважаемые члены коллегии. Касаясь вопроса формирования  правоприменительной практики при осуществлении министерством регионального государственного строительного надзора по итогам I-III квартала 2020 г., хотелось бы остановиться на показателях результата деятельности отдела государственного строительного надзора министерства.  

В настоящее время отделом государственного строительного надзора министерства осуществляется государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией более 350 объектов капитального строительства.

За III квартала 2020 с выездом на место проведено 203 проверок строящихся, реконструируемых объектов различного назначения (жилья, здравоохранения, общественной инфраструктуры, производственных объектов) на предмет соответствия выполненных работ требованиям проектной документации. По результатам проведенных проверок застройщикам, техническим заказчикам, лицам, осуществляющим строительство, выданы 136 предписаний об устранении нарушений, а также 66 заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Существующее количество специалистов отдела государственного строительного надзора министерства крайне недостаточно, так как на одного специалиста отдела государственного строительного надзора приходится около 50 объектов, из-за чего нарушается методика проведения проверок по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, согласно которой в процессе строительства и реконструкции объекта капитального строительства проверки должны проводиться от 7 до 12 раз в зависимости от категории риска присвоенного объекту капитального строительства.

В соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ должностные лица органов государственного строительного надзора имеют право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за нарушение которых установлена статьей 9.4, 9.5, частью 3 статьи 9.16, частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Основанием для возбуждения административного дела является непосредственное обнаружение должностными лицами отдела государственного строительного надзора достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, либо поступление соответствующей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических, юридических лиц.    

Застройщики в соответствии со статьей 52 ГрК РФ должны за семь дней до начала строительства известить органы государственного строительного надзора о начале строительства объекта капитального строительства. Следует отметить, что по-прежнему значительное количество объектов капитального строительства строятся с нарушением сроков направления извещения о начале строительства, т.е. фактически без контроля со стороны органа государственного строительного надзора. В связи с чем, при дальнейшей постановке объекта под государственный строительный надзор застройщикам предстоит понести материальные затраты в виде оплаты денежных средств экспертной организации, являющейся членом саморегулируемой  организации в области инженерных изысканий за проведение комплексного технического обследования ранее смонтированных конструкций и выдачу соответствующего технического заключения и проведения повторной экспертизы проектной документации.

По выявленным правонарушениям в отношении должностных, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей специалистами отдела государственного строительного надзора за III квартала 2020 составлено 39 протоколов об административных правонарушениях. Вынесено 43 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 612 000 рублей.

Хотелось бы еще раз обратить внимание участников строительства на необходимость строго соблюдения положения части 6 статьи 52 ГрК РФ, в соответствии с которым лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.  

Ответственность за нарушение вышеуказанных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ. За неисполнение предписания об устранении нарушений санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в виде  административного приостановления деятельности юридического лица сроком до 90 суток, в связи с чем обращаю Ваше внимание на необходимость неукоснительного исполнения предписаний, выданных органом государственного строительного надзора в установленные сроки. 

            За нарушения в области градостроительного законодательства два и более раз к административной ответственности  привлечены должностные лица следующих застройщиков: ООО «CУ-7», ООО «Союзстройинвест», ООО «Честрстрой».

            Наиболее часто встречаемые нарушения со стороны участником строительства на территории Чувашской Республики – это нарушения, предусмотренные ст. 9.4 , ч. 2, 5 ст. 9.5 КоАП РФ.

Под нарушения, предусмотренные ст. 9.4 КоАП РФ, попадают:

-  нарушения требований утвержденной проектной документации,

- осуществление строительства по неутвержденной проектной документации,

- ненадлежащее осуществление строительного контроля,

- нарушение правил безопасности труда в строительном производстве,

- нарушение санитарно-эпидемиологических требований, требований пожарной безопасности при строительстве и организации строительных площадок.

Как показывает практика, на нарушения предусмотренные ч. 1 ст. 9.5 (без разрешения на строительство), ч. 2 ст. 9.5 (не извещение органа государственного строительного надзора о начале строительства), ч. 5 ст. 9.5 (эксплуатация объекта без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), застройщики зачастую идут сознательно, с целью ускорения строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

В то время как нарушения по ч. 1 ст. 9.4 в большинстве случаев совершаются из-за недостаточно высокого уровня строительного контроля и низкой организации производственной дисциплины в подрядных организациях.

В части проведения внеплановых проверок информируем, что частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Особенности осуществления в 2020 государственного контроля (надзора) установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 438, которым расширен круг лиц, в отношении которых применяются особенности при проведении проверок в 2020, указанные особенности применяются ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Также, Правительством Российской Федерации установлены особенности применения разрешительных режимов Постановлением № 440. Пунктом 3 приложения № 3 к Постановлению № 440 установлено, что оценка соответствия объектов капитального строительства в целях выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, проводится в виде выездных проверок исключительно по основанию, установленному пп. «а» п. 3 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ, а также по извещению от застройщика (заказчика) об окончании строительства в соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ. Принимая во внимание вышеизложенное, при осуществлении государственного строительного надзора, без согласования с органом прокуратуры в 2020 у могут проводиться внеплановые документарные проверки на основании поступившего извещения об устранении нарушений, в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, внеплановые проверки по программе проверок и по извещению об окончании строительства в целях оценки соответствия объекта капитального строительства требованиям проектной документации, а также с согласованием с органом прокуратуры проверки, основаниями для проведения которых являются, причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В части выполнения работ с отступлениями от требований проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы, сообщаем,  что проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15.2 и 15.3 ст. 48 ГрК РФ. В соответствии с ч. 15.2 ст. 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с ГрК РФ специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта. В соответствии с ч. 15.3 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что в случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с ч. 3.9 ст. ГрК РФ, такие изменения утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии указанного в ч. 3.9 ст. 49 ГрК РФ и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствия вносимых в данную проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 ГрК РФ, и (или) положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного в соответствии с ч. 3.11 ст. 49 ГрК РФ. В связи с несоблюдением вышеуказанных требований, в административной практике отдела государственного строительного надзора министерства выявляются нарушения, связанные с выполнением строительных работ на основании должным образом не утвержденной после внесения изменений проектной документации, либо на основании изменённой проектной документации, когда соблюдение ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ при внесении изменений не подтверждено главным инженером проекта, либо изменения подтверждаются не должным лицом.

В соответствии с распоряжением КМ ЧР от 15.04.2020 № 320-р организации, осуществляющие выполнение строительных работ, деятельность которых ранее была приостановлена, имеют право возобновить строительство с соблюдением требований по  организации работы на строительных площадках в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) таких как: доступ на строительную площадку (в том числе пропускной режим и контроль температуры прибывающих работников, исключение доступа посторонних лиц и разобщение бригад по графику), контроль состояния здоровья работников (в том числе организация медицинского пункта, осмотр работников на предмет наличия признаков ОРВИ, ведение соответствующих журналов), обеспечение личной гигиены работников и дезинфекции помещений (в том числе регулярная дезинфекция инструмента и контактных поверхностей, организация места для мытья и дезинфекции рук, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, мероприятия по сбору использованных СИЗ), организация рабочего процесса (в том числе разработка графиков поставки строительных материалов, графика производства работ, схем передвижения работников с целью минимизации контакта между бригадами и работниками внутри бригад), разобщение работников при организации питания, использовании мест общего пользования. В рамках рейдов по строительным площадкам, осуществляющих деятельность по строительству многоквартирных жилых домов, выявлены факты несоблюдения отдельными строительными организациями вышеперечисленных мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (надлежащая уборка бытовых помещений, отсутствие необходимого запаса одноразовых масок и антисептиков, отсутствие инструкций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и сведений об ознакомлении с ними работников строительных организаций). Также со строительными организациями проведены разъяснительные беседы о необходимости соблюдения обязательных требований, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Таким образом, в целях недопущения совершения вышеперечисленных нарушений со стороны участников строительного комплекса необходимо:

-  повышать контроль за сроками получения разрешения на строительство;

- своевременно извещать орган государственного строительного надзора о начале строительства объекта капитального строительства;

-  своевременно вносить изменения в проектную документацию и направления ее на экспертизу;

- повышать качества строительного контроля и производственной дисциплины.